ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

13.12.2023

Для закрепления материала дома, предлагаю выполнить следующие задания:     

 Спросите у ребенка, каких птиц можно увидеть зимой? (ворону, ворона, воробья, голубя,  сороку, снегиря, дятла, синицу, сову, клеста, свиристель) Как называют таких птиц? (зимующие). Добивайтесь полного ответа. Например: Зимой можно увидеть снегирей, синичек…

zim_pt.jpeg

Развитие фонетико-фонематического восприятия

1. Предложите ребенку разделить на слоги слова – названия зимующих птиц (хлопками):

СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КЛЕСТ, СОРОКА, ДЯТЕЛ, КЕДРОВКА, СОВА.

 

2. Попросите ребенка назвать первый и последний звук в названии птиц. Например: в слове Клёст – первый звук К, а последний звук Т.

3. Предложите ребенку махать руками, как птичка крылышками, если в слове услышит звук К; хлопать, если услышит Х: Хвост, крыло, сорока, хохолок (оба звука), клюв, пух, клест, взмах, грудка.

 

4. Упражнение «Назови гласные звуки в словах».
Ребенок, повторяя слова, на слух выделяет все гласные в названиях зимующих птиц. «Давай громко и плавно позовем птиц в лесу, а эхо будет нам отвечать. Какие гласные звуки спело ЭХО?»
Например: СИНИЦА – И, И, А;
ВОРОНА – а, о, а
СОРОКА- а, о, а
ВОРОБЕЙ- а, а, э  (слышим звук Э)
ДЯТЕЛ- а, э (слышим Э)
СНЕГИРЬ- и, и
ГОЛУБЬ- о, у
СОВА- а, а
СВИРИСТЕЛЬ- и, и, э
КЛЁСТ- звук О.

-В каких словах-названиях птиц мы услышали звуки А, О ? Какие это звуки? (гласные или согласные)? Каким цветом мы будем обозначать их в словах? (красным).

Развитие лексико-грамматического строя

1. Сравни птиц с животными и людьми:
• У человека дети, а у птицы – птенцы.
• У человека нос, а у птицы – клюв
• У животных шерсть, а у птиц – перья
• У животных лапы, а у птиц – лапки

 2. Кто как подает голос?
Сова   ухает. Воробей чирикает. Голубь воркует. Ворона каркает. Сорока стрекочет. Синица тенькает.

3.. Игра «2 и 5» (согласование числительных и существительных):

воробей, 2 воробья, 5 воробьев; голубь…, снегирь…, синица…, ворона…, глухарь…, сова…, клёст…, свирестель…, дятел…, поползень…, куропатка…

Назови части тела птицы: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти. 

 4. Игра «Чей клюв, чья голова» (образование притяжательных прилагательных).

У вороны клюв (чей?) – вороний, голова (чья?) – воронья

У сороки                      — сорочий,                        — сорочья.

У голубя —  

У совы —           

У воробья-

 

5. Игра «Сложи слово»

У синицы жёлтая грудка – значит она какая? — желтогрудая.

У сороки длинный хвост, значит она какая? — длиннохвостая.  

У вороны черные крылья —  значит она …

У голубя сизые крылья – значит он …

У сороки белая грудка – значит она …

 

6. Игра «4 – лишний»

Голубь, ворона, дятел, совенок.  

Сорока, воробей, петух, снегирь.

Петух, синица, гусь, индюк.

Воробей, грач, сорока, синица

Голубь, дятел, снегирь, ласточка

Сорока, воробей, кукушка, дятел

Соловей, голубь, сорока, воробей

Синица, аист, дятел, снегирь

 

7. Один - много» (образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей)

Воробей – воробьи – воробьёв.

Сорока – сороки – нет сорок.

Синица – синицы – нет синиц.

Ворона – вороны – нет ворон.

Снегирь – снегири – нет снегирей.

Дятел – дятлы – нет дятлов.

Голубь – голуби – нет голубей

Сова – совы – нет сов

Глухарь – глухари – нет глухарей

Клёст – клёсты – нет клёстов

 8.«Назови действие» (активизировать глагольный словарь)

Ребенок называет, что умеют делать птицы: летать, прыгать, петь, чистить перышки, клевать, спать, искать корм, защищаться, высиживать яйца и т.д.

 

 9Образование глаголов с помощью приставок.

Сова из дупла (что сделала?) – вылетела. 

Откуда вылетела сорока? – из дупла.

Сова в дупло…            Куда влетела сова?

Сорока над поляной …Над чем пролетела сорока?

Голубь на крышу… Куда прилетел голубь?

Воробей под ветки …  Куда подлетел воробей?

Ворона за куст …Куда залетела ворона?   Хочу такой сайт

Ворона из-за куста… Откуда вылетела ворона?

 

 10. Игра «Скажи  наоборот» (подбери слово):

Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)

Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)

Дятел длинноклювый,  а воробей – какой? (короткоклювый)

У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)

У снегиря грудка красная, а у синички — …?

Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?

Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

 

 11.«Назови ласково». 

Черное перо – черненькое перышко,
Серая спина – серенькая спинка,
Красная грудь – красненькая грудка,
Острые когти – остренькие коготки,
Длинный хвост – длинненький хвостик,
Белый пух – беленький пушок,
Круглая голова – кругленькая головка,
Шустрые лапы – шустренькие лапки,
Мягкие перья – мягонькие перышки,
Пестрые крылья – пестренькие крылышки.

12. «Узнайте по описанию»
Кто драчливый, веселый, удалой, шустрый? (воробей)
Кто желтогрудая, веселая, юркая? (синица)
Кто красногрудый, ленивый, малоподвижный? (снегирь)
Кто белобокая стрекотунья и воровка? (сорока)
Кто красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев? (дятел)
Кто большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная? (сова)
Каких еще птиц мы не назвали? (свиристель, клест, голубь, ворона)

 13. «Подбери признак» (упражнять в подборе прилагательных к существительным)

Воробей (какой?) – маленький, ловкий, быстрый, коричневый, драчливый, веселый, удалой, шустрый и т.д.

Ворона (какая?) – большая, черная, крупная, громкая, старая, страшная….

Синица (какая?) - желтогрудая, веселая, юркая…

Снегирь (какой?) - красногрудый, ленивый, малоподвижный.

Сорока (какая?) - белобокая стрекотунья и воровка.

Дятел (какой?) - красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев.

Сова (какая?) - большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная

Голубь (какой?) – крупный, белый, голодный, красивый, важный…

Воробьи (какие?) – мелкие, шумные, шустрые, драчливые, коричневые…

 

Развитие связной речи

 

1.Пересказ:  Прослушай текст, ответь на вопросы полным предложением.

СНЕГИРЬ.
Ребята, вы знаете, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато – серые спинки, черные бархатные шапочки и  крылья хорошо заметны на белом снегу.

Ответь на вопросы:
• Как выглядят снегири?
• Когда появляются снегири?

2. Составление рассказа по серии картин

 Предложите ребенку внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на воп­росы.

- Картина № 1: Какое время года изображено на этой картине? Почему ты так думаешь? Кто изображен на картине? Во что одета девочка? Во что одет маль­чик? Кого нашли ребята на снегу? Что случилось с птичкой? Почему птичка замерзла? Что решили сделать дети?

- Картина № 2: Что делают дети на этой картине? Что у мальчика в руках? Куда ребята положили воробышка? Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чем могут разговаривать дети?

- Картина № 3: Кого ты видишь на этой картине? Где находятся ребята и птич­ка? Как одеты дети? Почему? А как выглядит воробей? Что он делает? А что делают дети? Почему воробышек отогрелся?

- Картина № 4: Что ребята повесили на бере­зу в парке? Зачем? Что девочка насыпает в кормушку? Где сидит воробышек? Какое настроение у детей?

 Упражнение в договаривании предложений с опорой на картины.

Придумай подходящий конец к каждому предложению. Определи, к ка­кой из четырех картин относится предложение.

Ребята насыпали в блюдце ... Маша аккуратно взяла ...

Витя сделал кормушку и ... Ребята несли ...

Маша и Витя посадили воробышка .... Дети заметили на снегу...

В комнате Маши и Вити воробышек ...       Маша насыпала в кормушку ...

Когда прошли сильные морозы, ребята решили...

 

Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных  вариантов.

Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их ребенком. Зимой в парке. Как дети нашли кота. Дети и воробышек. Птичка. Как помочь птицам зимой? Как щенок спал. Теперь мороз не страшен. И т.п.

 

Попросите ребенка самостоятельно составить рассказ по серии картин.

 

3.Учим стихотворение

А. Чепуров

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досточку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.

 

4.Закрепите пословицы о зимующих птицах . Побеседуйте о смысле пословиц.

- К воронам попал – по –вороньи каркай.

- У всякой пташки – свои замашки. 

- Ворон за море летал, а умнее не стал.

- Пуганая ворона и куста боится

Просмотров всего: , сегодня:

Зимующие птицы.docx (скачать)

Дата создания: 12.12.2023

Дата обновления: 12.12.2023

Дата публикации: 13.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».