13.12.2023
Для закрепления материала дома, предлагаю выполнить следующие задания:
Спросите у ребенка, каких птиц можно увидеть зимой? (ворону, ворона, воробья, голубя, сороку, снегиря, дятла, синицу, сову, клеста, свиристель) Как называют таких птиц? (зимующие). Добивайтесь полного ответа. Например: Зимой можно увидеть снегирей, синичек…
Развитие фонетико-фонематического восприятия
1. Предложите ребенку разделить на слоги слова – названия зимующих птиц (хлопками):
СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КЛЕСТ, СОРОКА, ДЯТЕЛ, КЕДРОВКА, СОВА.
2. Попросите ребенка назвать первый и последний звук в названии птиц. Например: в слове Клёст – первый звук К, а последний звук Т.
3. Предложите ребенку махать руками, как птичка крылышками, если в слове услышит звук К; хлопать, если услышит Х: Хвост, крыло, сорока, хохолок (оба звука), клюв, пух, клест, взмах, грудка.
4. Упражнение «Назови гласные звуки в словах».
Ребенок, повторяя слова, на слух выделяет все гласные в названиях зимующих птиц. «Давай громко и плавно позовем птиц в лесу, а эхо будет нам отвечать. Какие гласные звуки спело ЭХО?»
Например: СИНИЦА – И, И, А;
ВОРОНА – а, о, а
СОРОКА- а, о, а
ВОРОБЕЙ- а, а, э (слышим звук Э)
ДЯТЕЛ- а, э (слышим Э)
СНЕГИРЬ- и, и
ГОЛУБЬ- о, у
СОВА- а, а
СВИРИСТЕЛЬ- и, и, э
КЛЁСТ- звук О.
-В каких словах-названиях птиц мы услышали звуки А, О ? Какие это звуки? (гласные или согласные)? Каким цветом мы будем обозначать их в словах? (красным).
Развитие лексико-грамматического строя
1. Сравни птиц с животными и людьми:
• У человека дети, а у птицы – птенцы.
• У человека нос, а у птицы – клюв
• У животных шерсть, а у птиц – перья
• У животных лапы, а у птиц – лапки
2. Кто как подает голос?
Сова ухает. Воробей чирикает. Голубь воркует. Ворона каркает. Сорока стрекочет. Синица тенькает.
3.. Игра «2 и 5» (согласование числительных и существительных):
воробей, 2 воробья, 5 воробьев; голубь…, снегирь…, синица…, ворона…, глухарь…, сова…, клёст…, свирестель…, дятел…, поползень…, куропатка…
Назови части тела птицы: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.
4. Игра «Чей клюв, чья голова» (образование притяжательных прилагательных).
У вороны клюв (чей?) – вороний, голова (чья?) – воронья
У сороки — сорочий, — сорочья.
У голубя —
У совы —
У воробья-
5. Игра «Сложи слово»
У синицы жёлтая грудка – значит она какая? — желтогрудая.
У сороки длинный хвост, значит она какая? — длиннохвостая.
У вороны черные крылья — значит она …
У голубя сизые крылья – значит он …
У сороки белая грудка – значит она …
6. Игра «4 – лишний»
Голубь, ворона, дятел, совенок.
Сорока, воробей, петух, снегирь.
Петух, синица, гусь, индюк.
Воробей, грач, сорока, синица
Голубь, дятел, снегирь, ласточка
Сорока, воробей, кукушка, дятел
Соловей, голубь, сорока, воробей
Синица, аист, дятел, снегирь
7. Один - много» (образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей)
Воробей – воробьи – воробьёв. Сорока – сороки – нет сорок. Синица – синицы – нет синиц. Ворона – вороны – нет ворон. Снегирь – снегири – нет снегирей. | Дятел – дятлы – нет дятлов. Голубь – голуби – нет голубей Сова – совы – нет сов Глухарь – глухари – нет глухарей Клёст – клёсты – нет клёстов |
8.«Назови действие» (активизировать глагольный словарь)
Ребенок называет, что умеют делать птицы: летать, прыгать, петь, чистить перышки, клевать, спать, искать корм, защищаться, высиживать яйца и т.д.
9. Образование глаголов с помощью приставок.
Сова из дупла (что сделала?) – вылетела.
Откуда вылетела сорока? – из дупла.
Сова в дупло… Куда влетела сова?
Сорока над поляной …Над чем пролетела сорока?
Голубь на крышу… Куда прилетел голубь?
Воробей под ветки … Куда подлетел воробей?
Ворона за куст …Куда залетела ворона?
Ворона из-за куста… Откуда вылетела ворона?
10. Игра «Скажи наоборот» (подбери слово):
Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
У снегиря грудка красная, а у синички — …?
Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?
11.«Назови ласково».
Черное перо – черненькое перышко,
Серая спина – серенькая спинка,
Красная грудь – красненькая грудка,
Острые когти – остренькие коготки,
Длинный хвост – длинненький хвостик,
Белый пух – беленький пушок,
Круглая голова – кругленькая головка,
Шустрые лапы – шустренькие лапки,
Мягкие перья – мягонькие перышки,
Пестрые крылья – пестренькие крылышки.
12. «Узнайте по описанию»
Кто драчливый, веселый, удалой, шустрый? (воробей)
Кто желтогрудая, веселая, юркая? (синица)
Кто красногрудый, ленивый, малоподвижный? (снегирь)
Кто белобокая стрекотунья и воровка? (сорока)
Кто красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев? (дятел)
Кто большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная? (сова)
Каких еще птиц мы не назвали? (свиристель, клест, голубь, ворона)
13. «Подбери признак» (упражнять в подборе прилагательных к существительным)
Воробей (какой?) – маленький, ловкий, быстрый, коричневый, драчливый, веселый, удалой, шустрый и т.д.
Ворона (какая?) – большая, черная, крупная, громкая, старая, страшная….
Синица (какая?) - желтогрудая, веселая, юркая…
Снегирь (какой?) - красногрудый, ленивый, малоподвижный.
Сорока (какая?) - белобокая стрекотунья и воровка.
Дятел (какой?) - красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев.
Сова (какая?) - большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная
Голубь (какой?) – крупный, белый, голодный, красивый, важный…
Воробьи (какие?) – мелкие, шумные, шустрые, драчливые, коричневые…
Развитие связной речи
1.Пересказ: Прослушай текст, ответь на вопросы полным предложением.
СНЕГИРЬ.
Ребята, вы знаете, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато – серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.
Ответь на вопросы:
• Как выглядят снегири?
• Когда появляются снегири?
2. Составление рассказа по серии картин
Предложите ребенку внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.
- Картина № 1: Какое время года изображено на этой картине? Почему ты так думаешь? Кто изображен на картине? Во что одета девочка? Во что одет мальчик? Кого нашли ребята на снегу? Что случилось с птичкой? Почему птичка замерзла? Что решили сделать дети?
- Картина № 2: Что делают дети на этой картине? Что у мальчика в руках? Куда ребята положили воробышка? Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чем могут разговаривать дети?
- Картина № 3: Кого ты видишь на этой картине? Где находятся ребята и птичка? Как одеты дети? Почему? А как выглядит воробей? Что он делает? А что делают дети? Почему воробышек отогрелся?
- Картина № 4: Что ребята повесили на березу в парке? Зачем? Что девочка насыпает в кормушку? Где сидит воробышек? Какое настроение у детей?
Упражнение в договаривании предложений с опорой на картины.
Придумай подходящий конец к каждому предложению. Определи, к какой из четырех картин относится предложение.
Ребята насыпали в блюдце ... Маша аккуратно взяла ...
Витя сделал кормушку и ... Ребята несли ...
Маша и Витя посадили воробышка .... Дети заметили на снегу...
В комнате Маши и Вити воробышек ... Маша насыпала в кормушку ...
Когда прошли сильные морозы, ребята решили...
Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных вариантов.
Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их ребенком. Зимой в парке. Как дети нашли кота. Дети и воробышек. Птичка. Как помочь птицам зимой? Как щенок спал. Теперь мороз не страшен. И т.п.
Попросите ребенка самостоятельно составить рассказ по серии картин.
3.Учим стихотворение
А. Чепуров
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досточку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
4.Закрепите пословицы о зимующих птицах . Побеседуйте о смысле пословиц.
- К воронам попал – по –вороньи каркай.
- У всякой пташки – свои замашки.
- Ворон за море летал, а умнее не стал.
- Пуганая ворона и куста боится
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.12.2023
Дата обновления: 12.12.2023
Дата публикации: 13.12.2023